On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 1
Зарегистрирован: 21.01.13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.13 16:56. Заголовок: Критика Толстого и опровержение критики (первая половина)


Во всемирной паутине я нашел интернет-газету «Благовест», издаваемую Александром Георгиевичем Долженко. Редакция находится по адресу: Украина, Луганская область, г.Алчевск. В «Благовесте» опубликована книга «Нагорная проповедь», написанная издателем газеты. Я решил подвергнуть критике некоторые разделы этой книги. Для этого я извлек из книги полсотни абзацев, и расставил эти абзацы в нужном мне порядке. Извлеченные абзацы я разделил на несколько групп, и группам я дал свои названия. Абзацы составляют первую половину моей статьи, которой я дал название «Непротивление злу судебными жалобами, или Нужно ли ликвидировать уголовные суды?» Вторая половина статьи представляет собой мои критические комментарии.











Часть 1. Надо от самого себя требовать ликвидировать свою обиду на других людей

В книге «Нагорная проповедь» Долженко А.Г. пишет следующее. Есть люди, которые настолько сильно обижены врагом своим, что испытывают к нему ярко выраженную неприязнь. Но наряду с этим эти люди стремятся жить по Закону Божьему и исполнять заповеди Божьи. В том числе они должны исполнять заповедь о любви к ближнему и о любви к врагу. Такие люди оказываются в двусмысленном положении. Они как бы стоят на распутье, испытывая на себе воздействие двух взаимоисключающих факторов. С одной стороны они испытывают ненависть к врагу за обиды и унижения. С другой стороны как христиане, понимают, что нужно простить врага и полюбить его. Однако порой чувство ненависти берет верх у таких людей, и они не в силах простить и полюбить врага, и просто не вредят врагу, этим действием ограничивая исполнение Божьей заповеди. Такое поведение в отношении врага является неправильным, так как не содержит в себе любви к врагу.

В жизни бывают такие случаи, когда обида, причиненная врагом, столь велика, что обиженный человек, понимая разумом то, что как христианин, он должен простить врага, не может себя заставить искренне проявить к врагу свое прощение. Как нужно поступать в этой ситуации? Прощения врага нужно достигнуть все равно. Но если такое прощение дается с трудом, то к нему нужно подойти постепенно. В данном случае нужно, прежде всего, обратить свои молитвы к Господу Богу, Богородице и Божьим Угодникам, и молить их о том, чтобы они помогли вам простить вашего врага и дали вам силы совершить этот трудный поступок. В своих молитвах вы должны молиться и о самом вашем враге, о его заблудшей душе, о том, чтобы врага вашего Господь наставил на путь истинный. Совершать такую молитву нужно ежедневно и столько дней, сколько понадобится вам для того, чтобы ваша душа смягчилась и вы почувствовали сострадание и любовь к врагу и ощутили в сердце своем что вы искренне бескорыстно и добровольно прощаете врага вашего.

Для смягчения вашего сердца в достижении прощения к врагу вашему можно читать следующие молитвы. К Господу Богу можно обращаться с молитвой “Отче наш”, “Молитва Иисусова”. К Богородице можно читать молитву “Богородица Дево радуйся” и “Самую краткую молитву к Богородице”. Можно читать молитву к Чудотворцу Николаю Угоднику и Святому Сергию Радонежскому, и к своему Ангелу Хранителю. После прочтения каждой вышеуказанной молитвы можно выражать свою просьбу о том, чтобы Высшие светлые силы помогли вам простить вашего врага и возлюбить его всем сердцем и душой, как себя самого. И вот когда вы почувствуете в своей душе, что вы освободились от тяжести ненависти к врагу своему и свет прощения озарил вашу душу, вызвал у вас братскую христианскую любовь к вашему врагу, вот тогда вы сумеете не только воздержаться от вреда в адрес врага вашего, но и искренне сделаете ему бескорыстное добро, и окажете ему помощь и содействие.

Коль человек оказался в неприятной ситуации, то он должен достойно перенести страдания и терпением искупить свои предыдущие грехи. “Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром” (1Кор.11:32). И только в исключительном случае, когда человек не в силах вытерпеть нападки своих врагов (хотя лучше было бы перетерпеть), и не может примириться с ними, тогда человек для собственной защиты от обидчиков имеет право обратиться в суд. Но “и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1Кор.6:7).

Иисус Христос, отвечая на этот вопрос, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут “Сынами Отца Вашего Небесного”. Этот ответ Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Быть сыновьями Отца Небесного, значит быть достойными Бога, быть подобными Ему в мыслях, делах. А Господь Бог, то есть Отец наш Небесный, любит всех людей на свете. “Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его” (Пс.102:13). Боящимися в этой фразе названы те люди, которые боятся обидеть Бога, и соблюдают заповеди Господни. Естественно, языческий бог не мог считаться для людей любящим отцом. Языческая религия учила о том, что на языческое божество нужно смотреть как на сверхъестественное существо, вызывающее ужас своей силой и что языческое божество нужно умилостивить жертвами, чтобы защититься от его силы. И языческий бог внушал им только ужас и преклонение. Например, греческий Зевс, римский Юпитер Громовержец, считался верховным богом, царем всех остальных богов и людей, а не заботливым и любящим отцом.





Часть 2. Что означает слово «судить»?



“Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1Кор.4:5) каждого человека. “Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак.4:12).

Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей. Поэтому рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать только во втором смысловом значении “осуждать” и “порицать”, что не рекомендует делать Спаситель.

Судить (в смысле осуждать, злословить) ближнего нельзя потому, что человек, часто осуждая другого за какой-то грех, сам совершает этот или подобный грех. “Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же” (Рим.2:1). И осуждая ближнего за греховный поступок такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же (или подобный) поступок.

Более того, Господь ясно указывает на то, что в данной ситуации человек выносит приговор и себе, если осуждает ближнего за грех, который совершает сам. Слова “судя другого, делаешь то же” ясно указывают на тяжесть греха того человека, который осуждая ближнего за грех, этим осуждением разоблачает и себя, так как сам повинен в таком же грехе. Человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия.

Согласно представлениям христианства, истинным Судьей является Иисус Христос, Которому Бог–Отец, как Сыну, отдал весь суд. “Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Иоан.5:22). Таким образом, только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения, человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место. “Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2Фес.2:4).

Предостерегая людей от суровой и непримиримой критики ближних, какую использовали фарисеи, Апостол Павел пишет: “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным” (Гал.6:1). В этих словах Апостол Павел настоятельно советует людям, любящим критиковать, прежде всего не допускать своих недостатков и бороться с ними, то есть не допускать греховных поступков.

Запрещая суд в смысле осуждения, изобличения, порицания и злословия, Иисус Христос не запрещает обсуждение, логический анализ и философские рассуждения, связанные с тем, чтобы понять поступки ближнего и исправить его поведение. Но исправлять других людей человек может после того, как исправится сам. Право не на осуждение ближнего, а на обсуждение (анализ) его поступков с целью исправления другого человека предоставлено Спасителем человеку, самому сумевшему прежде всего исправиться. Это и подтверждается словами Иисуса Христа “вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего”. Иными словами, нужно сперва исправиться самому, а затем используя опыт нравственного исправления научить и ближнего исправиться и избавиться от грехов и пороков.







Часть 3. Точка зрения Л.Н.Толстого, и критика.



Заявив о неправильности перевода двух слов “не судите” и “не осуждайте”, Л.Н.Толстой перевел Библейский текст по-своему, вложив в него новый, неверный смысл. И чтоб невозможно было недоразумение о значении слов, прибавил: «не приговаривайте по суду к наказаниям» (Л.Н.Толстой, “В чем моя вера”, Ленинград, “Художественная литература”, 1991, стр. 150). “Христос много раз прямо говорит про суды как про зло” (указанное изд., стр. 140).

Для того чтобы разобраться в суждениях Л.Н.Толстого, их надо тщательно проанализировать. Евангелист Лука написал свое Евангелие на греческом языке. Евангелист Матфей написал свое Евангелие на древнееврейском (как говорили, арамейском) языке. Но вскоре оно было переведено на греческий язык. И именно в греческом переводе употреблялось у первых христиан не евреев. Греческое слово “крино”, которое было употреблено Евангелистами Матфеем и Лукой, на русский язык переведено словом “судить”. В греческом языке слово “крино”, согласно словарям и языковедческой науке, имеет много значений и обозначает: отбирать, разбирать, выбирать, разъединять, различать, судить, привлекать к суду, осуждать или принуждать к наказанию, сравнивать, испытывать, определять, судить или иметь суждение. Для того, чтобы разобраться в каком именно смысловом значении употреблено греческое слово “крино” в словах Спасителя “не судите”, пойдем по пути смыслового сопоставления слов “не судите” с другими местами Библии, где также употреблено это интересующее нас слово “крино”.

Так, например, Евангелист Иоанн в своем Евангелии глава 8 стих 15 и 26 это слово употребил при изложении речи Иисуса Христа “Вы судите по плоти, Я не сужу никого”, “Много имею говорить и судить о вас”. В обоих приведенных изречениях Спасителя в греческом тексте Библии стоит глагол “крино”, используемый для обозначения слов “судите по плоти”, “и судить вас”. Но как видно из смысла этих двух изречений Спасителя, в них говорится об осуждении поступков евреев. В словах Иисуса Христа “не судите” также употреблено слово “крино” в том же самом смысловом значении, обозначающем осуждать, иметь суждение, но ни в коем случае не обозначающим “приговаривать к суду”, “казнить”, как ошибочно и бездоказательно полагает Л.Н.Толстой.

Греческое слово “катадикадзо” употреблено только в Евангелии от Луки “не осуждайте” (Лука 6,37). Это греческое слово обозначено в русском переводе Библии словом “осуждать”. Согласно словарям и языковедческой науке греческое слово “катадикадзо” имеет следующее смысловое значение: осуждать. Для того чтобы это слово имело значение осуждать по суду, или в интерпретации Л.Н.Толстого “приговаривать к наказаниям по суду” нужно, чтобы это слово “катадикадзо” было употреблено вместе со словом, обозначающим то наказание, к которому приговорил виновного человека суд.

Каждый человек, знающий греческий язык, может обосновать это словоупотребление лексическими правилами, которые определяют смысловое значение слова “катадикадзо” в зависимости от того, в каком случае и в какой языковой форме его используют. Если бы Иисус Христос в своих словах “не осуждайте” (Лука 6,37) имел ввиду “приговаривать по суду к наказаниям или казнить” (как предлагает переводить Евангелие Л.Н.Толстой), то тогда бы Спаситель, согласно правилам греческого языка, слово “катадикадзо” должен был употребить в связи со словом, которое обозначает какое-либо определенное наказание. Поскольку Спаситель употребил слово “катадикадзо” без сочетания его с конкретным наказанием, то в этом случае, согласно нормам словоупотребления греческого языка, это слово обозначает только такое смысловое значение как “осуждать”.

Поэтому выводы Л.Н.Толстого, связанные с якобы неправильным переводом греческих слов “крино” (судить) и “катадикадзо” (осуждать), неверны, и основаны на незнании греческого языка и тех языковых норм словоупотребления, которые использовались во времена жизни Иисуса Христа, и в дальнейшие времена, когда писал на греческом языке свое Евангелие Святой Лука (который прекрасно знал этот язык), и когда переводилось на греческий Евангелие от Матфея.

Доказательством ошибочности утверждений Л.Н. Толстого является и факт того, в каком смысле слово “катадикадзо” употреблялось в греческом тексте Евангелия. Например в Евангелии от Матфея говорится о том, что проголодавшиеся ученики Иисуса Христа срывали колосья и ели зерна. Осуждая эти действия сопровождающие Спасителя фарисеи говорили Ему: “ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: ... если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных” (Матф.12:1-8). В греческом тексте Евангелия во фразе Иисуса Христа “то не осудили бы невиновных”, русское слово “осудили” обозначено греческим словом “катадикадзо”.

Как видно (явствует) из указанного Евангельского эпизода, фарисеи только осудили (в смысле упрекнули) учеников Спасителя в нарушении предписаний праздника субботы. Фарисеи не судили их по суду, потому что не являлись судьями и не имели такого права. Поступок фарисеев в виде порицания, упрека, злословия Иисус Христос назвал осуждением (что в греческом тексте Евангелия обозначено словом “катадикадзо”), но не приговором по суду, как это пытается ошибочно представить в своем пересказе слов Спасителя Л.Н.Толстой. Аналогичным образом это слово употреблено в греческом тексте в словах Спасителя “не осуждайте” (Лук.6:37), где также ведется речь не о приговоре по суду, а об осуждении, в смысле злословия, упрека, порицания.

Другим аргументом, опровергающим безосновательное утверждение Л.Н.Толстого, является тот факт, что Спаситель в Своих проповедях не касался государственных учреждений, говоря о том, что Царство Его “не от мира сего” (Иоан.18:36) и “Кесарево кесарю, а Божие Богу” (Матф.22:21). В свете этого утверждения Спасителя становится очевидно то, что и во фразе, употребленной Лукой, “не осуждайте” (Лук.6:37), в которой слово “осуждать” в греческом тексте обозначено словом “катадикадзо”, Иисус Христос имеет ввиду не государственные учреждения, суды, и не приговоры по суду к наказаниям, как ошибочно полагает Л.Н.Толстой, а осуждение в виде порицания, злословия, упрека.

Другое ложное утверждение Л.Н.Толстого, связанное с тем, что он говорит о том, что первые христиане, толкователи Евангелия, отвергали суды: “учители первых веков все всегда определяли свое учение, отличающее их от всех других, тем, что они никого ни к чему не принуждают, никого не судят, не казнят, а только переносят мучения, налагаемые на них судами человеческими. Все мученики делом исповедали то же. Вижу, что всё христианство до Константина никогда иначе не смотрело на суды, как на зло, которое надо терпеливо переносить, но что никогда и в голову ни одному христианину не могло прийти той мысли, чтобы христианин мог участвовать в суде” (Л.Н.Толстой “В чем моя вера”, Ленинград, “Художественная литература”, 1991, стр. 146).

Вопреки ложному утверждению Л.Н.Толстого, первые христиане и учителя, толкователи учения Христова, разрешали суды, о чем ясно сказано в Евангелии. Так например Апостол Павел, уговаривая коринфских христиан стойко переносить лишения и обиды, разрешал в крайнем случае разбирать свои тяжбы у христиан (“у святых”), а не у язычников (“нечестивых”).

“Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ... А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1Кор.6:1-7).

Из совета Апостола Павла видно его отношение к судам, которые он не отвергал, как установленные человеческим обществом учреждения. Апостол Петр, уговаривая христиан подчиниться любому начальству человеческому для Господа, советует подчиняться и от этого начальства людям, “посылаемым для наказания и преступников”, то есть судьям. Естественно, таким советом Апостол Павел не отвергает, а поощряет суды, как государственные учреждения в обществе. “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия” (1Пет.2:13-15).

Утверждение Толстого о том, что “христианин не мог участвовать в суде” и что “всё христианство до Константина никогда не участвовало в суде”, ложно. Ошибочность этого утверждения Толстого доказывается тем фактом, что Апостол Павел, находясь в суде, вел свою защиту, этим действием не отказываясь, а участвуя в судебном производстве. “Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело“ (Деян.24:10).

Не только Апостолы, в виде пояснения учения Христова, не отвергали суды, установленные государством, но и Сам Иисус Христос, говоря о том, что человек должен проявлять лояльность к государственной власти, отдавая Богу Божье, а кесарю кесарево, и обличая книжников и фарисеев, признавал суд как одну из важнейших частей Закона Божьего. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру” (Матф.23:23). Этими словами Иисус Христос указал фарисеям то, что они, исполняя закон Божий в мелочах, таких как отчисление десятины с мяты и аниса, забыли о соблюдении важнейшего в законе, о справедливом правосудии во время исполнения ими судебных обязанностей.

Таким образом, по словам Иисуса Христа, суд, совесть и веру надлежало исполнять, как высшие требования закона Божьего. А это значит, что отправления правосудия в человеческом обществе Спаситель считал одним из важнейших установлений, необходимых для жизни людей, не сплотившихся в единое стадо Христово. Поэтому при развитии человеческого общества на таком его этапе, когда в мире присутствует зло, суды необходимы для ограждения слабых от насилия и для защиты справедливости, которая угодна Богу.

Слова Иисуса Христа “и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Матф.5:40) характеризуют отношения обиженного и обидчика, при которых обиженный вправе простить. К судье, который разбирает отношения двух сторон в суде, эти слова не приемлемы, потому что судья не является ни обиженным, ни обидчиком, а есть постороннее лицо при судебном разбирательстве. Поэтому судья при судопроизводстве не должен руководиться вышеуказанной заповедью, но в силу исполнения своего служебного долга должен применять такую заповедь к осужденному “милости хочу, а не жертвы” (Матф.12:7). Это значит, что при исполнении своих судейских обязанностей судья должен проявлять милостивое, снисходительное отношение к обвиняемому и не мстить ему для устрашения других.

Л.Н.Толстой пишет: “Суды не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло тем, которых они называют врагами общества” (Л.Н.Толстой “В чём моя вера”, Ленинград, 1991, стр. 140). А Спаситель заповедовал воздавать добром за зло. Поэтому по теории Л.Н.Толстого на первый взгляд выходит то, что существование судов во всем мире якобы противоречит заповедям Спасителя.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть его поподробнее. Учение Иисуса Христа представляет собой стройную философско-этическую систему, дающую человеку исчерпывающие советы о том, как нужно поступать во всех случаях жизни. А поскольку в жизни человека встречается много различных и всевозможных ситуаций, то учение Иисуса Христа имеет много различных притч, заповедей, изречений, высказываний и примеров, которые и надо использовать именно в том случае, которому они адресованы, и именно в той ситуации, в которой они применимы. Л.Н.Толстой берет изречение Спасителя и применяет его не к той, какой нужно, а к иной жизненной ситуации, искажая соотношение между высказыванием и относящейся к нему ситуации. И при этом порой изменяя суть самого высказывания Спасителя. Л.Н.Толстой, случайно или специально, перепутал взаимосвязь между высказываниями Спасителя и конкретными определенными жизненными ситуациями и в вопросе о судах. В упомянутой книге “В чем моя вера” на странице 140 указанного издания, он пишет: “Христос говорит: не противься злому. Цель судов противиться злому”. В данном случае Спаситель говорил о непротивлении злу, но применительно к той ситуации, когда из врага можно сделать друга, для того, чтобы непротивлением остановить поток зла и сделать первый шаг к примирению.

Но наряду с этим Спаситель разрешал защитить человеку себя от зла, в том числе и через суд, сказав слова, применительные к соответствующей жизненной ситуации. “Не будь побежден злом” и добавил “но побеждай зло”, но указал при этом конкретный метод такой защиты “побеждай зло добром” (Рим.12:21). Л.Н.Толстой неверно понимает и применяет заповедь о непротивлении злу. Слово “противиться” обозначает “оказывать противодействие, препятствие” (С.И. Ожегов, “Словарь русского языка”, издание 22-е, стр. 622). То есть действовать вопреки, наперекор, отвечать противным действием, чинить препоны, преграды. Не противиться значит не противодействовать, не преграждать путь, не делать преграды даже к врагу. Иными словами Спаситель советует не проявлять агрессии, враждебности, мести к злодею. Но это не значит, что не нужно бороться со злом. Просто нужно бороться со злом не методами зла, а добром.

О том, что человек должен не подчиняться злу, а бороться со злом, но не агрессией и местью, а методами добра, говорят такие цитаты. ”Мудрый боится и удаляется от зла” (Притч.14:16). “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10).

Человек, не противящийся злому:

1 сдерживается от гнева и не участвует в ответном зле;

2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок.

Но непротивление злу не запрещает человеку бороться со злом и побеждать зло добром. Для этого и необходимы справедливые суды в обществе, в котором присутствует зло. Написав о том, что “Христос говорит: не противься злому. Цель судов противиться злому” Толстой показал то, что он не понял философского смысла изречения Спасителя ни о непротивлении злу, ни о судах, что подтверждается его ошибочным истолкованием этих изречений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет